К вопросу о классических первоисточниках керамических паркетов вестибюля нового здания Императорской Публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека; пл. Островского, 3). В конце XIX века встал вопрос о расширении Императорской Публичной библиотеки. Двух старинных зданий уже не хватало для фондов и обслуживания возросшего количества читателей. Было найдено удачное решение: выстроить новый корпус на малозастроенном участке, примыкающем к корпусу Росси. Работы в 1895-1901 годах осуществил опытный зодчий Е.С. Воротилов; инженерные работы (особенно работы по перекрытию уникального читального зала) выполнял Б. Правдзик. Е. Воротилов - автор нескольких крупных общественных зданий в стиле поздней эклектики. Он построил главное здание и административный корпус Женского медицинского института (ул. Л. Толстого, 6; 1896-1897); здание Римско-католической архиепархии с собором во дворе (1 Красноармейская ул., 11; 1870-1873, будучи помощником В. Собольщикова); Свято-Троицкую общину сестер милосердия (2 Советская ул., 16; 1889-1891), а также перестроил несколько особняков. Во второй половине 1890-х годов входит в массовое употребление новый отделочный материал - напольная керамическая плитка. Возникают или резко наращивают производство фабрики, некоторые из которых становятся всемирно известными фирмами: Виллеруа и Бох, Дзевульский и Лянге, Карл Неверманн, Отто Кауфманн, Або и др. Тогда же появляются петербургские торговые дома, поставляющие плитку, среди которых особенно выделяется торговый дом Линднера, существующий до сих пор (очень вероятно, что именно эта фирма, находившаяся тогда на 6 линии В.О., 1, поставила плитку для полов Публичной библиотеки). Верхний вестибюль здания состоит из двух пространств. Ближнее к входу пространство использовалось для вахты и читательского гардероба (таково его назначение и сейчас). Из этого вестибюля вели служебная дверь и коридор в старые здания и огромная арка, отделяющая второй вестибюль при входе на лестницу и залы первого этажа. Этот вестибюль Вы видите на фото 1. Далее мы обратимся исключительно к полам, или "керамическим паркетам", как их именовали в рекламных изданиях. Прежде всего, поражает площадь покрытия. После варварской замены трех крупнейших керамических полов Петербурга на жалкие копии (галерея Пассажа, зал торгового дома "Зингер" (Дом Книги) и зал Почтамта) этот пол является одним из самых больших по площади исторических керамических полов города. Технические детали этого пола давно известны: это метлахская плитка, серийная (или типовая), завода фирмы "Виллеруа и Бох"). Нельзя утверждать, что такая плитка являлась "массовой" в начале 1900-х годов; но она присутствует в вестибюле здания Гинекологического института (Менделеевская линия, 3), доходного дома Ю. Бака (Кирочная ул., 24), доходного дома О. Серебряковой (ул. Чайковского, 24) и других зданиях. На фото 3-5 можно хорошо разглядеть деталировку плитки - как основного заполнения плитками-октагонами, так и бордюров трех разных типов. Обратите внимание: пол в пространстве арки решен как самостоятельная композиция. Также со стороны буфета используется двойной бордюр (фото 5). Еще одна интересная деталь: предполагалось, что плитка будет нести значительную нагрузку; поэтому использовалась плитка с тиснением. За сто лет оно местами стерлось, но цвет не изменился. Для керамических паркетов вестибюля была выбрана стилистика классицистической эклектики, которая как нельзя подходит для здания библиотеки (ведь не стоит забывать, что именно в античности появились первые книгохранилища: в Афинах, Александрии, Риме и других городах). Рисунок тиснения на плитках преследует не только утилитарные цели. Он имитирует античную технику мозаики. Более древней является галечная мозаика. На фото 6 мы видим хорошо сохранившийся пол одного из залов дворца Филиппа Македонского (IV в. до н.э.) в городе Пелла. По этому полу ступала нога Александра Македонского и его учителя Аристотеля. Несколько позже появляется более сложная техника смальтовой мозаики. Такие полы уже зачастую полихромны, более утонченны по деталировке. Как правило, фигуративные композиции обрамляются орнаментным бордюром. Особой утонченности эта техника достигает в римский период (I в. до н.э. - IV в. н.э.); подобные композиции были особенно распространены в Восточном Средиземноморье и Африке (к примеру, в Тунисе и Сусе в музеях выставлены сотни полов с вилл знати). Смальтовые античные мозаики представлены на фото 7 - 10. Все три орнамента на бордюрах полов Публичной библиотеки имеют древнейшее, до-эллинское происхождение и восходят к памятникам искусства Крито-Микенской цивилизации и Геометрического стиля. За волнообразным орнаментом неофициально закрепилось название "македонская волна" - от полов дворца в Пелле. Правда, орнамент на фото 4 из перекрещивающихся синусоид - не самый типовой даже в античности. Обратите внимание - он полихромный: присутствуют не только черный и белый, но и еще шесть разных оттенков. Это выдает "восточное" происхождение орнамента. И в самом деле, в 2012 году турецкие археологи, раскапывая когда-то огромный город Антиохию, обнаружили пол римской виллы с изображением скелета и бутыли, а также с сокращенной надписью по-гречески, смысл которой сводится к призыву успеть насладиться благами жизни. Орнамент на этой мозаике чрезвычайно похож на орнамент бордюра метлахской плитки. Отметим, что при прорисовке плиток-бордюров активно использовались классические первоисточники, и особенно греко-римские и византийские орнаменты. В период эклектики (в 1860-1890-е) годы в Западной Европе издавались фундаментальные труды по орнаментам (несколько таких трудов было издано и в России). Прорисовки из этих изданий легли в основу дизайна керамической плитки. В заключение о немного грустном, вернее, о чувстве опасения за судьбу плитки. Она была положена самое позднее в 1901 году, 120 лет назад. Плитка прекрасно сохранилась. Но это может не спасти ее от узковедомственного подхода при ремонте. Выше мы уже упомянули, какие жалкие подделки ныне "украшают" Пассаж и Почтамт. Но возможен и другой путь. Так, недавно была варварски уничтожена плитка в Первом медицинском институте - здании, построенном тоже Воротиловым. В прошлом году историческая плитка была сбита на площадках здания Психфака СПбГУ (наб. Макарова, 6) и заменена на диссонирующую крупную плитку желтого цвета. А в парадных бывших доходных домов новая плитка уже трескается, не простояв и десяти лет. Поэтому будем надеяться, что победит здравомыслие; пол и дальше будет сохраняться и охраняться как элемент убранства памятника федерального значения. Ну а мы - читатели Публичной библиотеки - приходя в здание будем ступать по керамическим полам с орнаментами из далекой древности...